Самарская область должна вернуться в топ самых развитых регионов страны

30 августа 2016 г. в рамках расширенного заседания Общественной палаты Самарской области на площадке Международного института рынка состоялось общественное обсуждение проекта Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2030.
«Этот объемный, серьезный документ определяет нашу дальнейшую жизнь на последующие пятнадцать лет. Проделана очень большая работа, участие в которой принимали ведущие эксперты в различных отраслях экономики. И наша задача проанализировать, сформулировать и высказать предложения, замечания», – обратился к участникам заседания заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Вадим Чумак.
Сегодня Самарская область по масштабу своей экономики входит в 10-ку крупнейших регионов страны с валовым региональным продуктом в 1,2 триллиона рублей. Это порядка 2% от общего объема ВРП всех регионов страны. Однако по показателю объема валового регионального продукта на душу населения (359 тыс. рублей) губерния отстает от среднероссийского уровня на 11%. На фоне значительных преимуществ региона имеются и различные объективные проблемы и риски развития экономики области.
«В ходе работы были определены ключевые возможности и угрозы развития области. В основу Стратегии положен анализ конкурентоспособности региона и результаты опроса населения на тему удовлетворенности качеством жизни в регионе, участниками которого стали различные категории жителей всех муниципальных образований области – свыше 4 тыс. человек», – подчеркнул вице-губернатор – министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко, представляя документ. В частности, анализ показал, что по эффекту занятости (доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения) и эффекту участия (доля занятого населения в численности населения трудоспособного возраста) Самарская область сопоставима со среднероссийскими показателями. Однако по выработке на одного занятого область отстает примерно на 12% от общероссийского уровня, а если сравнивать этот показатель с развитыми странами, то отставание идет в разы. В условиях глобализации и решения задачи по выходу региона на мировые рынки эта проблема становится все более актуальной и является ключевым сдерживающим фактором развития. Особенно низкая производительность труда отмечается в основных отраслях специализации региона, при этом в значительной мере она обусловлена состоянием основных фондов: степень их износа на конец 2014 года составила 51,4% – это 73 место среди регионов России. По коэффициенту обновления основных фондов область также занимает далеко не первые позиции. Такая ситуация является следствием недостаточной инвестиционной привлекательности ключевых кластеров региона, использованием устаревших технологий, а также преобладающим выпуском продукции, уступающей внешним конкурентам по новизне, и как следствие, потребительской ценности. Это, в свою очередь, вызвано невысокой активностью в сфере внедрения инновационных технологий и продуктов.
«Стратегическими целями социально-экономического развития Самарской области были определены три взаимообеспечивающих вектора – улучшение качества жизни населения, рост конкурентоспособности экономики и повышение эффективности деятельности органов власти, – рассказал Александр Кобенко. – Комплексная реализация стратегических целей позволит достигнуть достойного уровня жизни в регионе, вернуть Самарскую область в топ самых развитых регионов страны и укрепить наш регион на мировой арене. По целевому сценарию к 2030 году объем валового регионального продукта области может возрасти в 1,8 раза, промышленного производства – в 1,7 раза, сельского хозяйства – в 1,8 раза, инвестиций в основной капитал – в 2,5 раза, производительность труда – в 2,1 раза. За период реализации стратегии ожидаемая продолжительность жизни увеличится на 10 лет и составит почти 80 лет, уровень бедности уменьшится с нынешних 14,2 до 5,3%».
«Для развития области сформирован пул стратегически важных проектов. Это проекты в реальном секторе экономики, инфраструктурных и социальных секторах. Всего в Стратегию включено более 60 стратегических проектов, реализация которых будет способствовать росту социально-экономического потенциала Самарской области и улучшению имиджа региона в целом. Реализация Стратегии будет осуществляться на основе комплексного подхода, предполагающего использование разнообразных механизмов и инструментов, включая нормативно-правовое, организационное, информационно-методическое, финансовое обеспечение. Достижение стратегических целей будет осуществляться посредством программного метода управления. Кроме того, предполагается активно внедрять проектные методы в управлении: в каждой программе будут выделяться ключевые проекты, реализация которых должна обеспечить выполнение программных установок. Мы планируем создать проектный офис по реализации Стратегии в нашем министерстве и в других органах исполнительной власти, – подчеркнул также Александр Кобенко. – Кроме Плана мероприятий по реализации стратегии должны быть разработаны стратегии городов и муниципальных районов, отраслевые и секторальные стратегии, уточнен долгосрочный прогноз и разработан бюджетный прогноз до 2030 года, принят весь пакет госпрограмм. В ходе и по результатам этих работ в Стратегию могут и должны вноситься коррективы. Это будет живой документ, учитывающий результаты всех итераций стратегического планирования на разных уровнях управления».
Участники заседания высказали свои соображения по представленному проекту, а также относительно системы территориального планирования в Самарской области, о которой рассказал заместитель министра строительства Самарской области – главный архитектор Самарской области Анатолий Баранников, подчеркнувший: «Федеральное Правительство на основе работы по стратегическому планированию предполагает разработать для каждого региона стратегию пространственного развития: это тот документ, который непосредственно должен лечь на документы социально-экономического развития области».
«Представленная Стратегия – без всякого преувеличения комплексный, системный, амбициозный и в то же время реальный документ, – считает и.о. ректора ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» Габибулла Хасаев. – В нем осуществлена квалифицированная диагностика макроэкономических процессов, отраслевых кластеров и секторов экономики Самарской области, дана объективная оценка инновационному и другим ресурсам, большое внимание уделено региональному бюджету, обстоятельно исследовано пространственное развитие области с акцентом на формирование полицентрической Самарско-Тольяттинской агломерации. Авторы проекта с учетом глобальных трендов выявили проблемы модернизации базовых видов экономической деятельности, на которых специализируется Самарская область, и сформировали компетенции области в общероссийском разделении труда. Это хорошо структурированный, добротно написанный и весьма содержательный материал, обладающий существенной новизной по сравнению с той информацией, что мы на сегодняшний день имели, который будет весьма полезны руководителям предприятий, органов исполнительной власти, депутатов, ученых, преподавателей и студентов».
При этом, по мнению эксперта, «амбициозность Стратегии требует адекватной деятельности всех органов власти, в том числе законодательной и судебной; тем более это важно, когда сегодня усилиями отдельных лиц формируется негативный образ Самарской области в федеральных СМИ».
«Очень важно, что План мероприятий по реализации стратегии будет содержать комплекс мероприятий по достижению стратегических целей и решению поставленных задач с указанием ответственных исполнителей и сроков их выполнения, – отметил председатель комиссии по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства Общественной платы Самарской области, Президент Торгово-промышленной палаты Самарской области Валерий Фомичев. – Представленные материалы могут быть полезны для развития каждого экономического субъекта Самарской области». Вместе с тем, Валерий Фомичев обратил внимание и на ряд проблемных моментов, в частности, предостерег, что повышение налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц (в области установлен самый высокий коэффициент в ПФО) «может стать бомбой замедленного действия».
«В Стратегии нужно максимально использовать те возможности, которые дает Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», – подчеркнула заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Маргарита Вахтина, предложив «выделить в Стратегии направления, шаги, которые необходимо предпринять федеральным органам власти, чтобы Стратегия Самарской области состоялась».
«Перед нами сложнейший документ, который является одновременно экономическим, политическим и социальным. По каждому из аспектов огромное количество проблем, дискуссионных вопросов. Но без наличия такой Стратегии дальнейшее движение вперед невозможно, – считает заместитель министра образования и науки Самарской области – руководитель департамента общего образования и проектно-аналитической деятельности Надежда Колесникова. – Нужно сделать из этого документа достаточно краткую и понятную информацию, чтобы население понимало, к чему мы движемся». Александр Кобенко пообещал, что в министерстве «подумают над тем, как сделать короткую версию, небольшие брошюры», поскольку «хотели бы, чтобы как можно больше жителей региона, предпринимателей, общественных деятелей ознакомились с этим документом».
«Рассматривая данный документ, мы исходили из того, что основная цель Стратегии – улучшение качества жизни населения Самарской области», – подчеркнул, в свою очередь, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Павел Покровский. Обратив внимание на то, что институты гражданского общества сегодня являются ключевыми ресурсами развития, полюсами роста, эксперт предложил «дополнительно рассмотреть возможность включения в программу повышения квалификации государственных и муниципальных служащих руководителей тех общественных организаций, которые будут являться исполнителями государственных услуг в социальной сфере. «Кроме того, если в данной программе отдельно будет представлен вопрос взаимодействия органов власти и социально ориентированных НКО, – мы тоже серьезно выиграем», – уверен Павел Покровский.
По итогам заседания члены Общественной палаты приняли решение одобрить проект Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2030 года, одновременно рекомендовав министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области провести анализ поступивших в ходе заседания предложений и внести соответствующие коррективы в проект.
Высказать свое мнение о разработанном документе могут все заинтересованные лица: проект Стратегии размещен на портале министерства для общественного обсуждения.

Оригинал на Общественная палата