Самарский вокзал: от царской роскоши до стекла и бетона

Где изначально хотели строить железнодорожный вокзал в Самаре? Кто пожертвовал землю для этого? Зачем Сергею Есенину выделили отдельный вагон на станции Самара? Об этом и многом другом в материале 63.ru.

На прошлой неделе в свет вышел новый роман писателя Бориса Акунина. Его герой Эраст Фандорин оказывается на железнодорожном вокзале в Самаре. Отсюда начинается действие книги.

В  1918 году самарский вокзал показан как увядающий островок имперской России.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Первое здание было построено в итальянском стиле

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_b4ae9486-163f-43bf-abc1-eaa0111d6476",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z22.d.sdska.ru/2-z22-d8ef5fdb-cd91-4d8a-8bab-c9999077b95e.jpg",
"thumb": "https://z22.d.sdska.ru/2-z22-d8ef5fdb-cd91-4d8a-8bab-c9999077b95e.jpg",
"full": "https://z22.d.sdska.ru/2-z22-d8ef5fdb-cd91-4d8a-8bab-c9999077b95e.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u041fu0435u0440u0432u043eu0435 u0437u0434u0430u043du0438u0435 u0431u044bu043bu043e u043fu043eu0441u0442u0440u043eu0435u043du043e u0432 u0438u0442u0430u043bu044cu044fu043du0441u043au043eu043c u0441u0442u0438u043bu0435",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

— Самарский вокзал, один из лучших в империи, за год, миновавший после ее бесславной кончины, опустился, словно Барон из пьесы пролетарского писателя Горького: оборвался, ободрался, достиг дна, — так описал Борис Акунин железнодорожный вокзал времен 1918 года.

Чтобы выяснить, как складывалась судьба главных въездных ворот Самарской губернии до и после момента, который изобразил Акунин, журналисты 63.ru отправились в музей самарского вокзала.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Юрий Менчик уже много лет работает в музее

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_a3335518-1598-4579-ab77-11d4598ac41c",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z5.d.sdska.ru/2-z5-e7682601-781e-4b5d-9a71-b98fd46d63e1.jpg",
"thumb": "https://z5.d.sdska.ru/2-z5-e7682601-781e-4b5d-9a71-b98fd46d63e1.jpg",
"full": "https://z5.d.sdska.ru/2-z5-e7682601-781e-4b5d-9a71-b98fd46d63e1.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u042eu0440u0438u0439 u041cu0435u043du0447u0438u043a u0443u0436u0435 u043cu043du043eu0433u043e u043bu0435u0442 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0435u0442 u0432 u043cu0443u0437u0435u0435",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Экскурсию здесь провел директор музея Юрий Менчик, который трудится в музее с самого открытия. Инициатором создания экспозиции выступил главный инженер дороги Алексей Пестрово, который сам начал собирать ценные предметы. Музей по разным причинам неоднократно менял свое расположение. Окончательно экспозиция разместилась в июле 2003 года в помещении нового вокзала. Здесь можно найти редкие документы, фотографии и предметы того времени, макет первого паровоза в России.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Гордость музея — копия первого паровоза

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_c1438f2f-4420-4b3e-9f66-d373ced27a51",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z16.d.sdska.ru/2-z16-051640c6-dc94-431a-b80c-c558bdbdc4a7.jpg",
"thumb": "https://z16.d.sdska.ru/2-z16-051640c6-dc94-431a-b80c-c558bdbdc4a7.jpg",
"full": "https://z16.d.sdska.ru/2-z16-051640c6-dc94-431a-b80c-c558bdbdc4a7.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0413u043eu0440u0434u043eu0441u0442u044c u043cu0443u0437u0435u044fu00a0u2014u00a0u043au043eu043fu0438u044f u043fu0435u0440u0432u043eu0433u043e u043fu0430u0440u043eu0432u043eu0437u0430",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

В 1874 году начинается строительство Оренбургской железной дороги от Оренбурга до Октябрьска. Начальник дороги Николай Крыжановский предложил обустроить станцию и в Самаре.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Так раньше выглядела территория перед вокзалом

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_c4dd2a98-3ae3-43a5-9ca3-b3088e2b59f8",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z29.d.sdska.ru/2-z29-e67525a4-7daf-4316-a4b1-d2d4ded256b9.jpg",
"thumb": "https://z29.d.sdska.ru/2-z29-e67525a4-7daf-4316-a4b1-d2d4ded256b9.jpg",
"full": "https://z29.d.sdska.ru/2-z29-e67525a4-7daf-4316-a4b1-d2d4ded256b9.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0422u0430u043a u0440u0430u043du044cu0448u0435 u0432u044bu0433u043bu044fu0434u0435u043bu0430 u0442u0435u0440u0440u0438u0442u043eu0440u0438u044f u043fu0435u0440u0435u0434 u0432u043eu043au0437u0430u043bu043eu043c ",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Николай Крыжановский (1818–1888) — родился в Санкт-Петербурге, начал строить военную карьеру, которая привела к должности генерал-губернатора Оренбургской области. Он получил от правительства разрешение на строительство железной дороги от Оренбурга до нынешнего Октябрьска. А после отставки написал несколько книг о военном деле, включая романы.

Его идею горячо поддержали жители и купцы. Уже через два года (1876 год) в городе появился вокзал, который очень быстро стал визитной карточкой Самары. Архитектором здания стал Николай де Рошфор.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Вокзал возвел известный архитектор того времени Николай де Рошфор

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_626ad1b8-7a72-4c4d-a7e4-999b21b4143e",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z25.d.sdska.ru/2-z25-1f627377-c3a1-4328-8132-d31966d1bda5.jpg",
"thumb": "https://z25.d.sdska.ru/2-z25-1f627377-c3a1-4328-8132-d31966d1bda5.jpg",
"full": "https://z25.d.sdska.ru/2-z25-1f627377-c3a1-4328-8132-d31966d1bda5.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0412u043eu043au0437u0430u043b u0432u043eu0437u0432u0435u043b u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du044bu0439 u0430u0440u0445u0438u0442u0435u043au0442u043eu0440 u0442u043eu0433u043e u0432u0440u0435u043cu0435u043du0438 u041du0438u043au043eu043bu0430u0439 u0434u0435 u0420u043eu0448u0444u043eu0440",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Граф Николай Иванович де Рошфор (1846–1905) — русский архитектор, инженер и теоретик архитектуры. Одна из его знаковых работ находится в Беловежской пуще — царский дворец 1889–1894 годов.

Изначально по проекту здание должны были построить за 2,5 версты от центра, то есть в пригороде. Но купцы и дворяне пожертвовали свою землю. В итоге вокзал построили между двумя кладбищами — старым и новым. Раньше горожан хоронили на территории будущего парка Щорса и ТЦ «Гудок» — на Всехсвятском городском кладбище, а также на месте пригородных касс, где находилось старообрядческое кладбище.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Убранство старого вокзала поражало воображение

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_745ebe9a-4198-4460-a082-def8cabe2bf8",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z26.d.sdska.ru/2-z26-88dd9e2f-989a-4523-a50b-087b511e00c1.jpg",
"thumb": "https://z26.d.sdska.ru/2-z26-88dd9e2f-989a-4523-a50b-087b511e00c1.jpg",
"full": "https://z26.d.sdska.ru/2-z26-88dd9e2f-989a-4523-a50b-087b511e00c1.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0423u0431u0440u0430u043du0441u0442u0432u043e u0441u0442u0430u0440u043eu0433u043e u0432u043eu043au0437u0430u043bu0430 u043fu043eu0440u0430u0436u0430u043bu043e u0432u043eu043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0438u0435 ",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

С открытием вокзала поток пассажиров и грузов значительно увеличился. Пассажирские составы приходили с вагонами нескольких классов: первый — для состоятельных пассажиров, второй — для среднего сословия, третий — для бедных.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Внутри до последних дней сохранялась лепнина

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_26634cba-3912-4eb9-b572-faa889e837c9",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z15.d.sdska.ru/2-z15-c3a4ba4d-6dbf-4675-8998-be87daa0f362.jpg",
"thumb": "https://z15.d.sdska.ru/2-z15-c3a4ba4d-6dbf-4675-8998-be87daa0f362.jpg",
"full": "https://z15.d.sdska.ru/2-z15-c3a4ba4d-6dbf-4675-8998-be87daa0f362.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0412u043du0443u0442u0440u0438 u0434u043e u043fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0438u0445 u0434u043du0435u0439 u0441u043eu0445u0440u0430u043du044fu043bu0430u0441u044c u043bu0435u043fu043du0438u043du0430 ",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": "u0430u0440u0445u0438u0432 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043e-u043fu043eu043bu0438u0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0438 u0421u0430u043cu0430u0440u0441u043au043eu0439 u043eu0431u043bu0430u0441u0442u0438"
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Перед взором сошедших с поезда представало богатое строение в итальянском стиле с двумя залами первого и второго класса, кассами и другими помещениями. Стены и потолок залов украшала лепнина царского времени. В просторных залах с блестящими люстрами ждали своей очереди местные и приезжие. Изюминкой был уютный ресторан.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

В музее хранится макет старого вокзала

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_865181e7-6a4e-4bba-adbf-62fdac829ac2",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z23.d.sdska.ru/2-z23-ebcaad2e-b5ae-416d-b575-e16f82e59c26.jpg",
"thumb": "https://z23.d.sdska.ru/2-z23-ebcaad2e-b5ae-416d-b575-e16f82e59c26.jpg",
"full": "https://z23.d.sdska.ru/2-z23-ebcaad2e-b5ae-416d-b575-e16f82e59c26.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0412 u043cu0443u0437u0435u0435 u0445u0440u0430u043du0438u0442u0441u044f u043cu0430u043au0435u0442 u0441u0442u0430u0440u043eu0433u043e u0432u043eu043au0437u0430u043bu0430",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Поезд отправлялся в путь после трех ударов в колокол.

Тогда никто и не мог мечтать о мобильных телефонах и привычной стационарной связи. На вокзале сидела телефонистка, которая соединяла абонентов. Но она могла прослушивать разговоры, поэтому женщина давала расписку о неразглашении услышанной информации. Сообщения между станциями передавали с помощью азбуки Морзе.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Директор музея показал, как раньше работал справочный аппарат

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_b07be6ea-448f-4a60-8bbb-3fc1fa199890",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z28.d.sdska.ru/2-z28-5c27eb79-0841-4829-9a7d-3a20935e75fb.jpg",
"thumb": "https://z28.d.sdska.ru/2-z28-5c27eb79-0841-4829-9a7d-3a20935e75fb.jpg",
"full": "https://z28.d.sdska.ru/2-z28-5c27eb79-0841-4829-9a7d-3a20935e75fb.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0414u0438u0440u0435u043au0442u043eu0440 u043cu0443u0437u0435u044f u043fu043eu043au0430u0437u0430u043b, u043au0430u043a u0440u0430u043du044cu0448u0435 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u043b u0441u043fu0440u0430u0432u043eu0447u043du044bu0439 u0430u043fu043fu0430u0440u0430u0442",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Рядом с вокзалом возвели двухэтажные билетные кассы, которые спроектировал писатель и архитектор Гарин-Михайловский.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906) — русский путешественник, писатель, инженер и строитель. В мае 1886 года Михайловский поступил на службу во вновь созданное Временное управление казённых железных дорог. Он получил назначение на Самаро-Златоустовскую железную дорогу, где принимал участие в строительстве.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

В советское время кассы медленно обслуживали пассажиров

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_3b23fe1e-a7a9-450c-a711-084469d9a30d",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z8.d.sdska.ru/2-z8-0a387390-44e6-4468-b09d-ce617e9256ef.jpg",
"thumb": "https://z8.d.sdska.ru/2-z8-0a387390-44e6-4468-b09d-ce617e9256ef.jpg",
"full": "https://z8.d.sdska.ru/2-z8-0a387390-44e6-4468-b09d-ce617e9256ef.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0412 u0441u043eu0432u0435u0442u0441u043au043eu0435 u0432u0440u0435u043cu044f u043au0430u0441u0441u044b u043cu0435u0434u043bu0435u043du043du043e u043eu0431u0441u043bu0443u0436u0438u0432u0430u043bu0438 u043fu0430u0441u0441u0430u0436u0438u0440u043eu0432",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Вокзал видоизменялся в 1900 и в 1914 годах. Самая большая реконструкция произошла между 1930 и 1935 годами. Рядом со зданием выросли вокзальная милиция, прокуратура и другие службы.

В соседнем здании у вокзала располагалось Самарское РОВД. Внутри здания были деревянные перекрытия, поэтому его решили законсервировать в конце 1990-х годов из соображений безопасности. В то же время задумались о новом, современном здании вокзала.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Новое здание возводили, не прекращая работы вокзала

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_dd2950b9-f697-483d-badc-f1cb0a957417",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z14.d.sdska.ru/2-z14-93fe46e7-73ed-4d4d-9501-71f3a05434e2.jpg",
"thumb": "https://z14.d.sdska.ru/2-z14-93fe46e7-73ed-4d4d-9501-71f3a05434e2.jpg",
"full": "https://z14.d.sdska.ru/2-z14-93fe46e7-73ed-4d4d-9501-71f3a05434e2.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u041du043eu0432u043eu0435 u0437u0434u0430u043du0438u0435 u0432u043eu0437u0432u043eu0434u0438u043bu0438, u043du0435 u043fu0440u0435u043au0440u0430u0449u0430u044f u0440u0430u0431u043eu0442u044b u0432u043eu043au0437u0430u043bu0430 ",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Старый вокзал сносили поэтапно. Первый кирпич в основу нового здания заложили в 1996 году, а в 1999 году состоялось открытие первого пускового комплекса вокзала с залами и лифтами. В том же году построили пешеходный тоннель, из которого можно попасть ко всем поездам.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Вокзал преобразился за несколько этапов

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_56f624ea-eeec-46fa-9973-870cbdff2f94",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z15.d.sdska.ru/2-z15-b61f1dbb-482e-49ab-aadd-d3be7b1f3259.jpg",
"thumb": "https://z15.d.sdska.ru/2-z15-b61f1dbb-482e-49ab-aadd-d3be7b1f3259.jpg",
"full": "https://z15.d.sdska.ru/2-z15-b61f1dbb-482e-49ab-aadd-d3be7b1f3259.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0412u043eu043au0437u0430u043b u043fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0437u0438u043bu0441u044f u0437u0430 u043du0435u0441u043au043eu043bu044cu043au043e u044du0442u0430u043fu043eu0432 ",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

В 2000 году появился второй пусковой комплекс, в котором разместилась гостиница. А в 2003 году завершили возводить высотную часть здания со шпилем, который на вершину водрузил вертолет Ми-8.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

У здания появился шпиль

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_72f54bc8-a106-4ffd-99f4-973931c90988",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z6.d.sdska.ru/2-z6-60a06a46-b3ef-4d66-b904-802427ca35cd.jpg",
"thumb": "https://z6.d.sdska.ru/2-z6-60a06a46-b3ef-4d66-b904-802427ca35cd.jpg",
"full": "https://z6.d.sdska.ru/2-z6-60a06a46-b3ef-4d66-b904-802427ca35cd.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0423 u0437u0434u0430u043du0438u044f u043fu043eu044fu0432u0438u043bu0441u044f u0448u043fu0438u043bu044c ",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Новый вокзал возводили рядом без прекращения работы старого. Средств из трех бюджетов — Министерства путей сообщения, Самарской области и Российских железных дорог — хватило только на одну очередь. Ее возвели по проекту архитектора Юрия Храмова. В планах и вторая очередь с офисами и стоянкой. Также в проекте есть станция метро «Вокзальная».

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Самарский вокзал сегодня считается одним из самых высоких в Европе

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_935033c7-2061-42c0-b535-bc81e180b14c",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z24.d.sdska.ru/2-z24-8daeb78d-0036-4b94-bde7-7fa37edbcaea.jpg",
"thumb": "https://z24.d.sdska.ru/2-z24-8daeb78d-0036-4b94-bde7-7fa37edbcaea.jpg",
"full": "https://z24.d.sdska.ru/2-z24-8daeb78d-0036-4b94-bde7-7fa37edbcaea.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0421u0430u043cu0430u0440u0441u043au0438u0439 u0432u043eu043au0437u0430u043b u0441u0435u0433u043eu0434u043du044f u0441u0447u0438u0442u0430u0435u0442u0441u044f u043eu0434u043du0438u043c u0438u0437 u0441u0430u043cu044bu0445 u0432u044bu0441u043eu043au0438u0445 u0432 u0415u0432u0440u043eu043fu0435",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Сейчас вокзал вмещает в себя один обычный зал и два зала повышенной комфортности. Внутри здания есть зимний сад с фонтаном и смотровая площадка. Здесь предусмотрено 8 платформ и 15 путей. Также имеется крытый надземный переход, который ведет в поселок Запанской.

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Для музея специально создали макет нового вокзала

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_204baedb-e401-4b4d-b198-127b4b8e9620",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z27.d.sdska.ru/2-z27-3195b343-222a-4098-86a0-e5d67d9a2c80.jpg",
"thumb": "https://z27.d.sdska.ru/2-z27-3195b343-222a-4098-86a0-e5d67d9a2c80.jpg",
"full": "https://z27.d.sdska.ru/2-z27-3195b343-222a-4098-86a0-e5d67d9a2c80.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0414u043bu044f u043cu0443u0437u0435u044f u0441u043fu0435u0446u0438u0430u043bu044cu043du043e u0441u043eu0437u0434u0430u043bu0438 u043cu0430u043au0435u0442 u043du043eu0432u043eu0433u043e u0432u043eu043au0437u0430u043bu0430 ",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Этот вокзал совсем не похож на старый, уютный, царско-советский. Старожилы с грустью вспоминают те времена, когда на вокзале самарцы-куйбышевцы провожали родных в армию с песнями и гармонью, простаивали у касс огромную очередь (билеты-то выписывали вручную), в которой узнавали все последние новости не только города, но и страны; толпились у справочных чудо-аппаратов, на которых опять же вручную были нанесены названия городов и населенных пунктов: Потьма, Поворино, Пачелма...

.fotorama_lazy_block { display: none; }

Теперь здесь 8 платформ и 15 путей

new View_Helper_Fotorama_JS( {
"uniqueId": "fotorama_e8da4abd-52fe-4448-ab55-7000e82edb39",
"settings": {
"width": "100%",
"minwidth": null,
"maxwidth": "906px",
"height": null,
"minheight": null,
"maxheight": "906px",
"ratio": 1.5,
"margin": null,
"glimpse": null,
"nav": "thumbs",
"navposition": null,
"navwidth": null,
"thumbwidth": 90,
"thumbheight": 90,
"thumbmargin": null,
"thumbborderwidth": null,
"allowfullscreen": "native",
"fit": "contain",
"thumbfit": null,
"transition": null,
"clicktransition": null,
"transitionduration": null,
"captions": null,
"hash": null,
"startindex": null,
"loop": true,
"autoplay": false,
"stopautoplayontouch": null,
"keyboard": false,
"arrows": null,
"click": null,
"swipe": null,
"trackpad": null,
"shuffle": null,
"direction": null,
"spinner": null,
"shadows": null,
"data": [
{
"img": "https://z26.d.sdska.ru/2-z26-16a5f62f-1611-465a-8911-4a58aaaddaf7.jpg",
"thumb": "https://z26.d.sdska.ru/2-z26-16a5f62f-1611-465a-8911-4a58aaaddaf7.jpg",
"full": "https://z26.d.sdska.ru/2-z26-16a5f62f-1611-465a-8911-4a58aaaddaf7.jpg",
"video": null,
"id": null,
"caption": "u0422u0435u043fu0435u0440u044c u0437u0434u0435u0441u044c 8 u043fu043bu0430u0442u0444u043eu0440u043c u0438 15 u043fu0443u0442u0435u0439",
"html": null,
"fit": null,
"any": null,
"author": ""
}
]
},
"calcOnFirstPhoto": "ratio",
"hackedResize": false,
"initOnDocReady": false,
"lazy_init": true
});

Много знаменитостей проехало через самарский вокзал в разные годы. 10 дней в собственном вагоне, который ему выделило Министерство путей сообщения, на станции Самара жил Сергей Есенин. Он направлялся в Туркестан по служебному заданию. На станции нужно было ждать попутного поезда, но никто не знал, когда он прибудет. Из-за этого пассажиры не покидали территорию вокзала. Здесь Есенин смотрел на город из окна и жаловался в письмах знакомым на дороговизну и плохое питание.

Приезжали сюда Никита Хрущев, Алла Пугачева. Однажды Юрий Менчик ехал по железной дороге вместе с космонавтом Сергеем Авдеевым, который поделился своими впечатлениями о городе…

Многих выдающихся людей видели эти стены. У каждой эпохи свой вокзал.

Подписывайтесь на канал 63.ru в Telegram и читайте главные новости Самары раньше всех.

Жанна Скокова Написать письмо

Фото: Роман Данилкин, архив социально-политической истории Самарской области

Оригинал на 63.ru